Размышления о Жанре Романса

Романс это чаще всего вокальный монолог для голоса с музыкальным сопровождением, отражающий глубокие драматические индивидуальные переживания. Драматизм индивидуальных переживаний отражается в характере музыки, в поэтическом тексте, в интонационных приёмах певца-исполнителя и в музыкальном сопровождении.

Несомненно превалирующей и наиболее популярной темой романса является любовь в таких её аспектах как:
- Возникшая любовь,
- Невысказанная любовь,
- Неразделённая любовь,
- Измена или подозрение в измене,
- Угасшая любовь,
- Вынужденная разлука,
- Тоска и ожидание любви,
- Размышления о любви,
или просто выражение сильных чувств, обращённых к предмету любви.

Вышеприведенная попытка, однако, не даёт исчерпывающего определения романса. Чем же отличается романс от песни? Я бы сказал тем же, чем отличается поэзия от стихосложения. И, пожалуй, тем же, чем искусство от ремесла. Хотя и бывает весьма искусное ремесло. Я очень люблю песню. Но романс у меня ассоциируется с интеллектуальной категорией более высокого порядка. А главное - романс это практически всегда нечто очень личное, нечто очень эмоциональное. Время показало, что романсы живут дольше, чем повседневные массовые песни. Как и подобает произведениям искусства.

В период советской власти открытая неприязнь официальной коммунистической идеологии к жанру романса диктовалась стремлением заменить индивидуальные чувства и переживания коллективными. Мы знаем, что из этого вышло.

Сознавая бесценную роль романса в русском культурном наследии и используя кратковременные идеологические “оттепели” и личный авторитет у советских правителей, многие замечательные исполнители советского периода внесли свой вклад в воскрешение русского романса. В этот список входят (здесь и дальше все фамилии даются в алфавитном порядке): Георгий Виноградов, Ольга Воронец, Юрий Гуляев, Людмила Зыкина, Надежда Казанцева, Галина Карева, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Муслим Магомаев, Елена Образцова, Тамара Синявская, Борис Штоколов, Артур Эйзен. Замечу, что вышеперечисленные исполнители, в своём большинстве, были ведущими оперными певцами страны.

Пост-советская Россия воскресила упрятанные имена и граммзаписи знаменитых исполнителей романса прошлого, к которым относятся, в частности: Михаил Вавич, Анастасия Вяльцева, Александр Давыдов, Кэто Джапаридзе, Нина Дулькевич, Стронгилла Иртлач, Олег Камионский, Мария Каринская, Владимир Касторский, Вадим Козин, Пётр Лещенко, Юрий Морфесси, Мария Наровская, Надежда Обухова, Варвара Панина, Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Николай Северский, Наталия Тамара, Тамара Церетели, Ляля Чёрная, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. Имя Фёдора Шаляпина стоит особняком. Его упрятать было невозможно.

В современной России в число исполнителей романса (и примыкающей к нему по духу народной песни) влилось громадное количество вокальных талантов, таких как Валерий Агафонов, Надежда Бабкина, Галина Баранова, Алла Баянова, Юлия Белякова , Жанна Бичевская, Нана Брегвадзе, Паата Бурчуладзе, Валерия, Елена Веровая, Иван Вихарев, Наталья Герасимова, Владимир Девятов, Любовь Деметер, Сергей Захаров, Татьяна Захарова, Юлия Зиганшина, Надежда Кадышева, Юрий Каничев, Вячеслав Кобзев, Иосиф Кобзон, Николай Копылов, Маргарита Корнеева, Михаил Котляр, Ирина Крутова, Лариса Курдюмова, Рузанна и Карина Лисициан, Анна Литвиненко, Александр Малинин, Валентина Машкова, Владимир Медведев, Татьяна Петрова, Олег Погудин, Александр Подболотов, Валентина Пономарева, Виктор Светлов, Евгения Смольянинова, Ольга Сосновская, Жанна Строенко, Анатолий Титов, Галина Улётова, Пелагея Ханова, Дмитрий Хворостовский, Вика Цыганова, Нина Шацкая, Женя Шевченко и многие, многие другие.

Если осознать, что романс это не только текст и ноты, а именно то, что входит в наши уши и души, то соавторами романса являются исполнитель-вокалист и музыкальное сопровождение. В этом смысле разные исполнения создают разный «конечный продукт». В моей упрощённой схеме потенциальное художественное и эмоциональное воздействие романса на слушателя определяется основными его компонентами в следующей пропорции:

Музыка – 30%
Текст – 20%
Исполнение – 35%
Аккомпанемент – 15%

Первые два фактора можно считать неизменными. Мелкие вариации музыки и текста не в счёт. Зато вторые два фактора полностью зависят от конкретного вокального исполнения и музыкального сопровождения. Качество исполнения и сопровождения несомненно меняет суммарное воздействие на слушателя. Поэтому так интересно слушать разные исполнения одной и той же вещи. Моя коллекция в почти шестнадцати тысячах записей содержит около пяти тысяч наименований. Из них более 80-ти имеют 25 и более исполнений. Количество исполнений некоторых романсов и народных песен в коллекции превышает 100.

С определённой долей условности можно отличить три основные стиля исполнения романсов: академический (оперно-классический), эстрадный и цыганский. Исполнители чистого академического стиля (да простят мне отличные вокалисты мой комментарий) довольно часто используют замечательный жанр романса и его очаровательную музыку преимущественно для демонстрации своих превосходных голосовых данных. Исполнители эстрадного стиля уделяют больше внимания выражению лирико-драматических чувств, заключённых в поэтическом тексте и музыке романса. Исполнители цыганского стиля делают упор на вокальные приёмы цыганской манеры пения.

Возможно, не всe посетители этого сайта, согласятся с моими размышлениями. Но, во-первых, спасибо за посещение. Во-вторых, я буду рад узнать Ваше мнение. И, в-третьих, это всего лишь размышления… Но я думаю, все согласятся со мной в одном - русский романс это гигантский пласт духовного богатства.

Г.Генделев


Главная страница

Просмотр каталога и заказ

Сайты - близкие родственники

Гостевая книга

Напишите мне

Hosted by uCoz